Современные педагогические модели формирования у детей и подростков ценностного отношения к историческому прошлому на примере региональной Акции Памяти обучающихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга «Живые голоса — в память об умолкнувших»

Уличев Михаил Васильевич,

педагог-организатор,

городской центр патриотического воспитания,

профилактической работы и кадетского образования

ГБНОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург,

patriot-spb1@yandex.ru

Разговоры с детьми о блокаде Ленинграда являются актуальными, прежде всего для жителей Петербурга, потому что это часть культурного наследия нашего города.

Три памятных даты в нашем городском календаре посвящены именно этим событиям: 08 сентября 1941 года – день начало Блокады Ленинграда; 18 января 1943 года – день прорыва Блокады Ленинграда и 27 января 1944 года – день полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады.

Когда мы говорим о блокаде Ленинграда, мы предполагаем, что за этим стоит разговор достаточно сложный о гибели людей, о потерях, о разрушениях, что это человеческая трагедия и Блокада Ленинграда является одной из крупнейших гуманитарных катастроф.

Разговоры о ней сложны еще и с той точки зрения, что выстраивая взаимодействие с детьми разных возрастных категорий, важно не навредить современному ребенку, не вызвать у него какой-то еще и психологической травмы так как отношение наших детей к этой достаточно трудной теме, памятной теме, тоже неоднозначно.

С одной стороны, наши петербургские школьники имеют определенный запас знаний, представлений о событиях 41-44 годов. Но эти события, эти знания, эти представления очень разрозненные, и зачастую в сознании детей есть некие штампы о блокаде. Их знания очень похожи. Дети, как правило, знают какие-то ключевые даты 18 и 27 января, 8 сентября, 900 дней, они говорят о 125 граммах хлеба, дневник Тани Савичевой, называют такие понятия, как холод, голод, смерть

Одновременно с этим школьники считают, что память о вот этих трагических событиях надо сохранять.

В разговоре с детьми о блокадном прошлом надо перестать, наверное, использовать информационные методы, с которыми традиционно работают со взрослыми и заменить эти методы соответствующими методиками, технологиями, которые адресованы школьной аудитории, детской аудитории. Действительно, очень часто разговоры о блокадном прошлом мы выстраиваем с помощью рассказов, лекций, экскурсий, которые тоже по сути являются неким монологом, таким информационным методом приобщения детей к этому сложному историческому прошлому.

Сегодня в наш информационный век, дети хорошо работают с интернетом, знают, в какие музеи можно пойти, чтобы там узнать что-то. Они прекрасно осведомлены, что библиотеки полны различных книг художественной и научной литературы по теме блокады. То есть недостатка в том, чтобы найти знания об блокадном прошлом, наверное, сегодня не существует. У нас век информации. Наши дети — это информационные дети, которые вполне могут справиться с задачей поиска информации. Но здесь может возникнуть проблема: что информацию, которую могут найти дети, они могут неправильно понять или могут найти ту область информации, которая заранее искажена или ведет их совершенно в другом направлении.

И задача педагогов на мой взгляд сейчас состоит в том, чтобы они не просто узнали, какие-то факты, но, чтобы они их прожили, прочувствовали. Очень важно изменить информационные методы на методы какого-то эмоционального погружения, на методы эмоционального приобщения, на своем примере показать именно сопричастность, переживание и отношение. Вполне возможно, что сегодня таким способом является включение детей в современные памятные акции, в современные культурные традиции, которые существуют в городе.

Акция – это одна из наиболее, на сегодняшний день, удачных форм воспитательного массового мероприятия. Она характеризуется информационной актуальной областью, комплексным характером, большим охватом участников и возможностью поддержать, выразить или самостоятельно продолжить реализацию и достижение заявленных целей. По своим задачам акции направлены на вовлечение наибольшего количества участников в область проблемы. Успех акции зависит от умения создавать события, пространство, идею, сопричастность, умения создать яркое, красочное проведение этого мероприятия

Акция –это проявление и выражение своей социальной позиции и отношения к происходящему. Самовыражение и личный вклад.

Акция предусматривает совместное участие детей, педагогов, родителей, она объединяет всех, что особенно важно в условиях современной геополитической обстановки, которая сложилась вокруг нашего общества, нашей страны, нашей культуры, истории необходима консолидация общества. Когда мы вместе, мы едины, у нас единое мнение, единые цели Разногласия могут быть, при этом все решаемо и обсуждаемо, но главное, что мы вместе. Именно поэтому такая форма как Акция на сегодняшний момент является такой актуальной, она не только вовлекает в какую-то область, погружает в какой-то вопрос, но и консолидирует общество.

 Региональная акция «Живые голоса в память об умолкнувших» как раз и является примером вот такой акции, которая в Санкт-Петербурге становится традиционной.

Инициатива проведения акции принадлежит петербуржцу Юрию Исааковичу Вульфу, автору проекта «Конная 10. Память и имя», благодаря усилиям которого на глухой стене здания по адресу: Конная ул., д.10, созданы народные «окна памяти», установлен светодиодный экран, на котором последовательно показывается 630 тысяч строк с именами жертв Блокады, задокументированных в 35-томах издания «Блокада. 1941-1944. Книга памяти», изданного в 1998-2006 годах.

Традиция чтения имен жертв блокады школьниками началась в нашем городе 8 сентября 2018г.у стены дома 10 по Конной улице.

Имена читали учащиеся 2-х классов школы № 167 Центрального района Санкт-Петербурга.

8 сентября 2021г. в день 80 -летия начала блокады и 27 января 2022г. в 10 школах города Пушкина прочли более 50 000 имен.

В 2022 году Юрий Исаакович Вульф обратился в ГБОУ «Балтийский берег» с инициативой о проведении общегородской акции.

Акция памяти получила название «Живые голоса — в память об умолкнувших», а ГБОУ «Балтийский берег» стал региональным координатором акции.

В октябре 2022 года городским центром патриотического воспитания, профилактической работы и кадетского образования ГБНОУ «Балтийский берег» было разработано положение об Акции Памяти, которое было доведено до образовательных организаций Санкт-Петербурга. Совместно с Вульфом Ю.И. были составлены методические рекомендации по проведению Акции Памяти на базе образовательной организации.

27 января 2023 года Акция Памяти проводилась уже комплексно. Впервые за 80 лет в нашем городе 31447 обучающихся и педагогов из 158 образовательных организаций всех районов Санкт-Петербурга одновременно прочли списки всех известных сегодня имен жертв блокады Ленинграда, в том числе 124 300 имен детей 1925-1943 года рождения.

Списки погибших в блокаду ленинградцев зачитывались на городских площадях, в скверах, на базе образовательных организаций.

Центральной площадкой проведения Акции Памяти стала площадка государственного музея истории Санкт-Петербурга «Монумент героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, где у скульптурной композиции «Блокада» 900 обучающихся и педагогов прочитали имена погибших во время Блокады ленинградцев.

К Акции Памяти присоединились Москва, Мурманская область и Республика Саха (Якутия). 310 северян из Апатитов, Мурманска, Кировска, Мончегорска, Кольского района, Заозерска, Островного, Александровки, 510 обучающихся города Москва и 14 обучающихся из Республики Саха (Якутия) прочли более 25 тысяч имен погибших. 

С 2023 года Акция Памяти была включена в план общегородских мероприятий, посвященных годовщинам прорыва блокады Ленинграда и полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и стала проводится два раза в год: 08 сентября и 27 января.

Количество участников Акции памяти увеличивается с каждым проведением.

Всего в Акции памяти в 2023-2024 учебном году приняло участие более пятидесяти тысяч обучающихся, педагогов и родителей.

В момент проведения Акции организуется Почётная Вахта Памяти, объявляется минута молчания и возлагаются цветы.

С одной стороны, воспитательная эффективность Акции зависит от настроя участников, с другой — настрой обеспечивается или во всяком случае поддерживается порядком проведениям Акции. Желающим присоединиться к Акции «Живые голоса – в память об умолкнувших» предлагаем принять к сведению сценарий проведения Акции у Монумента героическим защитникам Ленинграда в День Начала Блокады (см. Приложение). В качестве аргументов, настраивающих на участие в Акции, приведем — кроме эпиграфа и текста сценария — следующие аргументы: 

Память о человеке жива до тех пор, пока вспоминают его имя. У тысяч умерших во время Блокады уже нет родственников в живых, поэтому только ныне живущие способны сохранить память о них.

«У погибших в блокаду отобрали право на жизнь, но они приобрели право на вечную память. А вот будем ли мы ее хранить или только говорить, что храним, зависит от каждого из нас»

Приложение.

Сценарий Городской Акции Памяти

«Живые голоса – в память об умолкнувших»

Дата проведения: 08 сентября   

Время проведения: 11.15 – 13.00 часов

Место проведения: Монумент героическим защитникам Ленинграда (Площадь Победы).

Участники: обучающиеся и педагоги образовательных организаций Санкт-Петербурга.

11.15 – 11.35. Торжественное построение участников Акции Памяти на ступенях по окружности Монумента.

Почетные гости и организаторы Акции Памяти выходят на площадку между входами в музей (лицом к Монументу), в центре два микрофона на стойках.

11.40           Звучит сигнал «Внимание!»

Обучающийся:

8 сентября, обычный день недели…

8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое,

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее…

Так было до того или потом,

Но в год беды война стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту:

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев превративший в ад, —

Блокада.

Нам, живущим, не понять,

Что чувствовал ребёнок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук

Тревожит память деточек блокадных.

Им выпало без счёта адских мук,

Труда для фронта без речей парадных.

Им выпало, но люди не сдались,

Не сдался город, взрослые и дети!

Их подвигу, живущий, поклонись

И расскажи — пусть помнят! — нашим детям.

(Г. Станиславская)

Ведущий:

Сегодня важная дата в истории.  День памяти жертв блокады Ленинграда.

Фашистская осада Ленинграда в Великой Отечественной войне длилась 872 дня. Первым из этих страшных дней стало 8 сентября. Эту дату помнит и чтит каждый истинный петербуржец!

Война быстро подошла к нашему мирному, трудовому, красивому городу.

Сотни тысяч ленинградцев в первые же дни оставили семьи, работу и ушли на фронт. 

Уже 27 июня началось создание Лужского оборонительного рубежа. Рабочие заводов, служащие, преподаватели, врачи, женщины и подростки отправились строить огневые точки и рыть окопы. 

В июле начались авианалеты на Ленинград. 4 сентября – первый артобстрел.

8 сентября — немецкие войска захватили Шлиссельбург. Сухопутная связь со страной была прервана.

Первые тяжелейшие месяцы блокады – это 125 граммов хлеба, полынья из которой брали воду, остановившийся транспорт, заклеенные крест-накрест окна, вой сирен, артобстрелы, гибель сотен тысяч жителей и бойцов.

Обучающийся:

Чёрное дуло блокадной ночи…

Холодно,

холодно,

холодно очень…

Вставлена вместо стекла

картонка…

Вместо соседнего дома –

воронка…

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…

Есть очень хочется…

Страшно…

Темно…

Умер братишка мой…

Утром…

Давно…

Вышла вода…

Не дойти до реки…

Очень устал…

Сил уже никаких…

Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе –

на отца похоронка…

(Н. Радченко)

Ведущий:

Но даже в тех немыслимых условиях город продолжал жить и работать на победу над врагом.  Ижорский завод выпускал броню.  Кировский завод – танки и тяжелую военную технику. Электросила – не только мины и снаряды, но и электрические машины для всей страны.

Ленинградцы сдавали кровь для бойцов Красной Армии. Каждый день в Институт переливания крови приходили от трехсот до трех тысяч доноров.

В первую зиму работали 39 школ. Уроки порой велись в бомбоубежищах. От холода замерзали чернила.

Музейные работники уже на второй день войны начали готовить к отправке вглубь страны коллекции Эрмитажа и Русского музея.  Культурные ценности пригородных дворцов бережно сохранялись в подвалах Исаакиевского собора.

В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович написал Седьмую Ленинградскую симфонию, ставшую символом борьбы с фашизмом.

Жители других городов и областей принимали эвакуированных ленинградцев. Там сейчас устанавливаются памятники.

Мемориалы, посвященные жителям и защитникам Ленинграда, блокадным детям, открыты в городах ближнего и дальнего зарубежья – в Иерусалиме, Бишкеке, Ереване, Манчестере.

Но главная ответственность за сохранение памяти о блокаде лежит на нас.

Ведущий:

Городская Акция Памяти «Живые голоса – в память об умолкнувших» объявляется открытой.

Вместе с нами в акции принимают участие почетные гости:

Выступления почетных гостей.

Обучающийся:

Слушай нас Санкт-Петербург-Ленинград!

Мы обращаемся к сердцу Вашему, к памяти Вашей.

Люди! Замрите!

Минута Молчания.

Пусть только Сердце

Бьется Отчаянно,

Пусть только Птиц

Не смолкает Звучание –

Им так положено,

И не случайно!

Эта минута –

Минута Молчания –

Не от отчаяния,

Не от отчаяния!

Эта минута –

От жизни минута!

Память кому-то!

Память кому-то!

12:00 Ведущий:

Склоним головы перед светлой памятью погибших в блокаду всех родных и не родных, отцов, матерей, братьев, сестер, детей, всех товарищей, друзей…

Объявляется минута молчания.

звучание метронома

Ведущий:

Цветы к скульптурной композиции «Блокада» возлагают Почетные гости: …    

Цветы возлагают представители образовательных организаций Санкт-Петербурга

            (Почетные гости и обучающиеся возлагают цветы.)

Ведущий:

Сегодня 8 сентября на многих площадках города будут зачитаны имена тех, кто не пережил блокаду, каждого чьи жизни наш город не смог уберечь в годы блокады- имена погибших детей, женщин, стариков

У погибших в блокаду отобрали жизнь, но они приобрели право на вечную память. Наша задача ее сохранить. Когда вспоминают человека – называют его имя. Сегодня город-герой Ленинград услышит их имена

К чтению имен приступить.

Обучающиеся  – 2 человека начинают зачитывать имена.

Участники акции также начинают зачитывать имена

После завершения чтения.

Обучающийся:

Ленинградцы! Герои войны — Ленинградцы!

Вас ни голод, ни смерть не заставили сдаться врагу.

Свою жизнь вы отдали, чтоб вечно живыми остаться.

Подвиг ваш не забыт, в Петербурге его берегут

12.30. Ведущий:

Городская Акция Памяти «Живые голоса – в память об умолкнувших» объявляется закрытой.

Обучающиеся, которые читали имена – убывают..

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031