Комментарии к «Методическим рекомендациям по формированию механизмов обновления содержания, ме-тодов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, ин-теллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего обра-зования для реализации приоритетных направленностей научно-технологического и культурного развития страны» (в дальнейшем — Рекомендации) в ракурсе развития активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся (самодеятельного походно-экспедиционного туризма детских групп)

Губаненков Сергей Михайлович

методист ГБНОУ «Балтийский берег»,

кандидат педагогических наук,

«Заслуженный путешественник России»,

Санкт-Петербург,gorsutur@inbox.ru

Комментируя Рекомендации, мы исходили из того, что технология организации активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся, основанная на совместном характере деятельности и максимальной самостоятельности обучающихся в процессе выполнения образовательных действий хорошо известна тем, кому адресованы комментарии. Данная технология не нова. Отвечая на «вызовы жизни», она находится в постоянном развитии и при этом является непреходящей ценностью педагогики постольку, поскольку непреходящей целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущей  жизни в основанном на разделении труда обществе. В технологии активных форм ТКД новое всегда вырастает из старого, отрицая его эволюционно и осмысленно потому, что новое не всегда лучше старого. Кроме понятия «прогресс» существует понятие «регресс», и предлагая что-либо новое, нужно доказывать, что по сравнению со старым это новое обеспечит прогресс. Иначе «вместе с водой можно выплеснуть и ребенка».

Новизна самих комментируемых Рекомендаций имеет не абсолютный характер. И  дело здесь не только в том, что «все новое — это хорошо забытое старое». Рекомендации по обновлению содержания и технологий дополнительного образования направлены на допобразование в целом, но то, что может быть действительно новым для девяноста, может не быть новым для десяти из ста технологий.  Организация активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся является оздоровительной и гармонизирующей личностное развитие разновидностью воспитательной технологии коллективных творческих дел. Воспитание сейчас в тренде. Как и оздоровление. И потому технология организации активных форм туристско-краеведческой деятельности, созвучная данным Рекомендациями, актуальна сегодня и останется таковой завтра. 

Судя по фундаментальности названия и тому, что сопроводительное письмо [1] вышло из канцелярии Первого заместителя Министра просвещения России, Рекомендации рассматриваются составителями в качестве программного документа. В то же время обращает на себя внимание, что принятое в декабре 2023 решение Минпроса о выведении федерального Центра детско-юношеского туризма и краеведения из состава федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДО делает подраздел «Актуальная организационно-управленческая модель» раздела 4.1. «Организационно-финансовые механизмы» применительно к туристско-краеведческой направленности дополнительного образования не актуальным.

Название Рекомендаций и раздел 1. «Общие положения»

Можно предположить, что нравственное развитие человека в названии и в разделе «Общие положения» включается составителями Рекомендаций в понятие «духовное развитие» человека.

Понятие «научно-технологическое развитие страны», употребляемое в названии и в разделе 1, не идентично понятию «научно-техническое». Любые организуемые людьми процессы могут иметь научно обоснованные технологии организации, поэтому неправильно обнаруживать в названии Рекомендаций признаки   приоритетности технической направленности дополнительного образования. 

Как уровень образованности, «функциональная грамотность» — это грамотность потребителя, грамотность пользователя каким-то созданным человеком продуктом, но одновременно и грамотность организатора какого-либо процесса. Но всего только грамотность — промежуточный уровень образованности. Функциональная грамотность обучающегося помогает тому достичь необходимых в будущем компетентностей. Если использовать такие термины, как «общекультурная», «допрофессиональная» и «методологическая» компетентности, то говоря об активных формах туристско-краеведческой деятельности уместнее всего говорить о допрофессиональной и общекультурной компетентностях. Методологическая компетентность обучающегося может достигаться посредством реализации многолетних образовательных программ, имеющих профориентационную направленность (программы подготовки инструкторов туризма, программы экспедиционных объединений обучающихся).   

    Раздел 1.2. «Нормативно-правовые основания».

В  ценном своей полнотой  разделе 1.2. Рекомендаций стоит обратить особое внимание на вхождение в состав оснований «Общих требований» по организации мероприятий в природной среде [2] и на письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации») [3]. Последний документ особенно важен при создании системы, разработки и реализации программ подготовки инструкторов и полевых экспедиционных кадров.

Раздел 2. «Основные направления формирования нового содержания дополнительного образования детей»

Раздел 2 Рекомендаций состоит из двух, не выделяемых в подразделы, частей. В первой части приводятся принципы, провозглашенные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) [4] и в Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования (утв. Приказом Минпросвещения РФ от 31.09.2019 № 462, изм. приказами от 02.02.2021 N 38 и от 21.04.2023 N 302) [5].

Во второй части описываются возможности обновления содержания и технологий реализации образовательных программ по направленностям дополнительного образования. Приступая к изучению этой части раздела стоит помнить о том, что понятия «туристско-краеведческая направленность» и «туристско-краеведческая деятельность обучающихся» использование технологии активных форм туристско-краеведческой деятельности возможно при реализации программ разных направленностей дополнительного образования.

В первой части раздела 2 Рекомендаций первым принципом (а) обновления содержания в Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования называется «создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка». Эти условия создают активные формы туристско-краеведческой деятельности:

  •  условия интеллектуального развития личности — в процессе подготовки экспедиции или похода, выполнения маршрутных наблюдений и исследований, подготовки отчета о проведенном мероприятии;
  •  условия физического развития — в процессе тренировок по общей и специальной физической подготовке в предпоходный период и в процессе движения по маршруту с «полной походной выкладкой»;
  •  условия эмоционального и духовного развития — в процессе пребывания юных путешественников в ландшафтах природной среды, в процессе освоения содержания краеведческого компонента путешествия, в процессе межличностного взаимодействия по решению задач движения по маршруту, организации быта, выполнения маршрутных исследований и наблюдений;
  • условия нравственного развития (может считаться частью духовного развития) — в процессе межличностного взаимодействия по решению задач движения по маршруту, организации быта, выполнения маршрутных исследований и наблюдений;
  • условия волевого развития (воля — это «поведенческий компонент интеллекта», и потому волевое развитие может рассматриваться, как часть интеллектуального развития) — на всех стадиях подготовки, проведения и подведения итогов путешествия в процессе доведения начатых дел до их завершения.

Вторым (б) принципом обновления содержания оказывается вектор развития отделений дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Принципы в), г) и ж) имеют отношение к источникам финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Принцип д): любая программа, реализуемая в активных формах туристско-краеведческой деятельности обучающихся, несет в себе элементы разных направленностей дополнительного образования: социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, туристско-краеведческой. Описанная А. А. Остапцом-Свешниковым технология туристско-краеведческой деятельности обучающихся (ТКД) [6] не является и исключительной принадлежностью программ туристско-краеведческой направленности дополнительного образования.

Принцип е): реализация образовательных программ в активных формах ТКД осуществляется на базе использования форматов (туристско-краеведческий цикл) и методов обучения, «направленных на развитие «метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога». Функции педагога в ТКД: организационные, контрольные, фасилитаторские.

Принцип и) в настоящее время реализуется в активных формах туристско-краеведческой деятельности обучающихся в ракурсе наличия тенденций по развитию внутреннего, в том числе и активного, туризма в России.

Полноценная реализация принципа к) в активных формах туристско-краеведческой деятельности возможна при наличии центров самодеятельного походно-экспедиционного туризма детских групп. Независимая оценка качества образования должна быть профессиональной оценкой. Обучение в активных формах туристско-краеведческой деятельности обучающихся имеет ряд специфических черт, предполагающих наличие специализированных центров организации такой деятельности.

 Раздел 2.1. Социально-гуманитарная направленность.

Активные формы ТКД в приоритетных направлениях и практиках социально-гуманитарной направленности могут рассматриваться, как  «технологи самоопределения и профориентации, социального проектирования». На базе использования активных форм ТКД может строиться работа  поисковых отрядов, исторических и этнографических экспедиций.

Раздел 2.2. Художественная направленность.

Как педагогическая технология, активные формы ТКД в реализации программ художественной направленности дополнительного образования могут применяться в необходимом процессе решения задачи расширения возможностей «использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России».

2.3. Физкультурно-спортивная направленность.

Основными задачами реализации программ физкультурно-спортивной направленности Рекомендации объявляют физическое развитие детей и раскрытие талантов одаренных спортсменов. Технология организации активных форм ТКД, как технология гармонизации личностного развития, может применяться в этих процессах в целях упоминаемых в описании направленности «формирования мировоззрения, нравственных идеалов и норм поведения юных спортсменов» и «для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности». Походы в процессе реализации программ данной направленности традиционно применяются, как средство командообразования на стадии подготовки к соревнованиям и как средство восстановления в постсоревновательный период. Командообразование предполагает характерное для активных форм ТКД взаимодействие детей на маршруте похода, восстановление — не обязательно. Каких-то специфических черт и особых задач видов спорта в природной среде Рекомендациями не называется. 

2.4. Естественнонаучная направленность.

Одной из основных задач реализации программ данной направленности Рекомендации объявляют создание условий для вовлечения детей «в деятельность, связанную с полевыми (экспедиционными) исследованиями», а также для формирования «у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной… среды», необходимых для проведения полевых экспедиций. Эта задача роднит естественнонаучную направленность дополнительного образования с туристско-краеведческой направленностью, в которой полевые детские экспедиции также являются одной из распространенных форм организации образовательного процесса. Использование технологии организации активных форм ТКД повышает воспитательную эффективность процесса реализации программы.   

2.5. Техническая направленность.

Отечественная традиция предполагает, что занятия многими из технических видов спорта организуются в рамках реализации программ технической направленности дополнительного образования. Соревнования по некоторым из технических видов спорта (радиоспорт, водно-моторный и т.д.) проводятся в природной среде. Условия проведения таких соревнований, в частности условия проживания спортсменов на месте проведения соревнований, достаточно часто приводят тренеров детских команд к необходимости применять элементы технологии активных форм ТКД и — как следствие применения — добиваться определенных воспитательных результатов.

2.6. Туристско-краеведческая направленность.

В рамках реализации программ туристско-краеведческой направленности дополнительного образования в прошлом происходили процессы нахождения, осмысления и последующего совершенствования методов работы с детьми, легших в основу технологии организации активных форм ТКД.  Данное Рекомендациями описание направленности не препятствует продолжению использования и развитию этой технологии в будущем. Рекомендациями не раскрывается понятие «походно-экспедиционная деятельность», объявляемая одним из «приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности». Но необходимость реализации принципов, декларированных в общей части раздела 2 настоящих Рекомендаций делает неизбежным применение технологии организации активных форм ТКД в рамках реализации программ данной направленности. 

3. Перспективные методы и технологии обучения в системе дополнительного образования детей

Хорошее знание, умелое применение и органичное развитие технологии активных форм ТКД поможет обнаружить в организованном с ее помощью образовательном процессе следующие элементы основных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования, намечаемых в разделе 3 Рекомендаций:

Комментарий по второму абзацу раздела. Практико-ориентированный метод, стимулирующий инициативу и самостоятельность обучающихся: дети хотят в поход (иначе их не было бы на занятиях, приходить на которые они не обязаны), дети не пойдут в поход, если не сумеют подготовить его самостоятельно. В походной группе — не в классе — за задней партой не отсидишься.

Комментарий к третьему абзацу раздела. Практико-ориентированный характер подготовки, проведения и подведения итогов похода или экспедиции, построенных на базе краеведческого (комплексного) подхода к изучению района совершения путешествия, обеспечивает связь образовательного процесса с реальными проблемами (демография, экономика, управление… экология, межэтнические отношения и др.) локального (проблемы конкретной территории, местного сообщества) масштаба. Совершение нескольких путешествий в разных регионах России, предусматриваемое технологией активных форм ТКД, применение краеведческого подхода к изучению регионов походов позволяет выйти на региональный и всероссийский уровень изучения реальных проблем гражданского общества, проживающего на просторах России.

Комментарий к пятому абзацу раздела. Деятельность объединения обучающихся в процессе подготовки, проведения и подведения итогов похода можно рассматривать, как ролевую игру, в процессе которой проигрываются социальные роли, строятся взаимоотношения с окружающим миром, вырабатываются нормы поведения, разрабатываются прогнозы и сценарии будущего.

Комментарий к шестому и седьмому абзацу раздела. Включение обучающегося в образовательный процесс «в качестве помощника педагога, консультанта, наставника, для младших обучающихся и сверстников» осуществляется в процессе изменения социальных ролей от похода к походу, помощь бывших штурманов, начпродов и т.д. новым штурманам и начпродам. Особенно заметным этот технологический элемент образовательного процесса  становится  при образовании клубов образовательных учреждений («клубных пространств»), работа которых строится на базе технологии активных форм ТКД, и переходе к программам подготовки юных инструкторов клуба.

Комментарий к восьмому абзацу раздела. Включение в процессы подготовки, проведения и подведения итогов путешествий не только обучающихся но и их родителей, превращение родителей в активных участников образовательного процесса, образование «семейных клубов» известны в практике работы  клубных туристско-краеведческих объединений обучающихся Санкт-Петербурга. Эта работа и может рассматриваться, как «реализация форматов, предусматривающих взаимодействие детей и взрослых в качестве обучающихся».

Комментарий к девятому абзацу раздела. «Использование технологии социального проектирования, в основе которого лежит взаимодействие с местным сообществом» результируется в активных формах ТКД обучающихся представлением материалов отчета о совершенном походе в форме туристского продукта, предлагаемого его производителями потенциальным потребителям, в том числе и объединениям обучающихся, приступающих к подготовке своего путешествия в тот район, в котором они не были, но в котором были представляющие турпродукт производители. Разработка маршрутов может производиться по заданиям специалистов особо охраняемых природных территорий, общеизвестна и практика проведения обучающимися полевых  экспедиционных исследований по заданиям, получаемым в  научно-исследовательских организациях. Формирование «гражданской идентичности» в данном случае осуществляется в профориентационном аспекте.

Комментарий к двенадцатому абзацу раздела. «Использование технологий группового (социального) действия и событийной педагогики», то есть событийного подхода к конструированию образовательного процесса,  в активных формах туристско-краеведческой деятельности не противоречит системно-деятельностному подходу, на котором основана данная технология. Событиями представляются путешествия обучающихся, участия обучающихся в массовых мероприятиях по подготовке готовности к путешествиям (в соревнованиях на контрольных туристских маршрутах) и по представлению итогов совершения путешествий (очные туры соревнований походов и экспедиций, итоговые отчетные конференции). В рамках реализации образовательных программ на базе технологии активных форм ТКД могут происходить и другие события, не разрушающие циклов подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций.

4. Механизмы обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей

Обращаем внимание: «Реализация приоритетных направлений и тематик становится возможным благодаря соответствующим механизмам, на практике производящей элементы обновления содержания, методов и технологий». Ключевым словосочетанием в этой цитате является «на практике». Чтобы производить на практике элементы обновления реализации образовательных программ, нужно быть не над практикой, а в ее гуще.   Поэтому организационно-финансовые (подраздел 4.1.) и научно-методические механизмы обновления (подраздел 4.2.) на практике неизбежно работают в согласованном режиме, в котором научно-методическое обеспечение реализации программ привязывается к организационно-финансовому обеспечению. Более того: процесс научно-методического обеспечения неизбежно имеет свой механизм организационно-финансового обеспечения. Наиболее полное соответствие механизмов организационно-финансового обеспечения реализации образовательных программ и научно-методического обеспечения реализации достижимо, если и тот и другой механизм являются частями единого механизма организационно-финансового обеспечения деятельности одной образовательной организации.

Технология активных форм ТКД является педагогической технологией организации оздоровительно-образовательных мероприятий в природной среде и потому является технологией реализации программ различных направленностей дополнительного образования. Применительно к названной технологии конструирование механизма организационно-финансового и научно-методического обеспечения проведения мероприятий обучающихся в природной среде более всего уместно в многопрофильном образовательном учреждении, при условии, что деятельность его подразделений, ориентированных на сопровождение разных направленностей дополнительного образования  в части организации выездных мероприятий обучающихся в природной среде,  независимо от направленности   содержательного наполнения мероприятий будут координироваться из единого центра организационно-методического обеспечения мероприятий, в настоящее время чаще всего называющегося маршрутно-квалификационной комиссией (МКК) образовательного учреждения. Обновление методов и технологий работы такого центра является перевод его деятельности на профессиональную основу. Наступает время отказаться от традиции понимания МКК, как общественного консультативного органа или как органа, отвечающего только за безопасность мероприятий в природной среде. Тесная связь деятельности МКК с реализацией программ дополнительного образования предполагает проведение маршрутно-квалификационной комиссией экспертизы планируемых мероприятий не только на предмет безопасности, но и на предмет педагогической целесообразности их проведения. К сожалению, этот технологический ход, предложенный около тридцати лет назад, до сих пор не проник в массовое сознание специалистов в области управления образованием. 

В то же время специфика проведения мероприятий в природной среде делает необходимым наличие вертикальных связей между подразделениями организационно-методического обеспечения этих мероприятий, работающими в структуре модельных, ресурсных и опорных центров дополнительного образования. Вертикальные связи выстраиваются по линии согласования полномочий и помогающего контроля деятельности подразделений. В этом смысле лучшее, что была наработано в спортивном туризме, как массовом социальном явлении, во второй половине двадцатого века, может быть переосмыслено и приумножено, то есть развито.  Вертикальные и горизонтальные связи подразделений предполагают наличие сетевого взаимодействия [7] и решают проблемы организации мониторинга и аналитики. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений является наиболее оптимальным способом реализации образовательных программ в активных формах ТКД в общеобразовательных учреждениях. Причиной этого является практически повсеместное отсутствие в общеобразовательных учреждениях квалифицированных методических и управленческих кадров, специализирующихся в организации выездной работы с детьми. Социальное партнерство модельных, ресурсных и опорных центров дополнительного образования, организующих или координирующих проведение мероприятий в природной среде по технологии активных форм ТКД обучающихся, будет выражаться в сотрудничестве этих учреждений с общественными организациями — федерациями видов спорта в природной среде — и научно-исследовательскими естественнонаучными и гуманитарными организациями. 

Вывод, к которому можно прийти в результате анализа Рекомендаций, таков: Рекомендации констатируют возможность будущего развития технологии ТКД обучающихся как вглубь, так и вширь. Возможности применения технологии обнаруживаются в процессах реализации программ многих направленностей дополнительного образования.  Осознанное и выверенное применение технологии (следы ее стихийного применения обнаруживаются повсеместно) поможет едва ли не в разы увеличить эффекты реализации программ разных направленностей дополнительного образования, главным образом — воспитательные эффекты. А понимание «межнаправленческого» характера технологии предполагает обновление механизмов организационного и методического обеспечения образовательного процесса, проводимого в природной среде, и также всей выездной работы с детьми, организуемой в рамках реализации образовательных и культурно-досуговых программ образовательными учреждениями и организациями отдыха детей и их оздоровления. Применение технологии активных форм ТКД способно обновить содержание и методы обучения во всей системе дополнительного образования. И не только образования, но, как видим, также и отдыха.

А для того, чтобы привести в соответствие с Рекомендациями тексты программ, уже сегодня реализуемых по технологии активных форм ТКД, понадобится незначительная, не капитальная, а скорее косметическая переработка. 

Список источников и литературы:

  1.  Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования для реализации приоритетных направленностей научно-технологического и культурного развития страны»). Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации:  [сайт].  URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-29092023-n-ab-393506-o-metodicheskikh/?ysclid=lsznsikr37305172516
  2.  Приказ Минпросвещения России N 702, Минэкономразвития России N 811 от 19.12.2019 Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации:  [сайт].  URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-n-702-minekonomrazvitija-rossii-n-811/    
  3.  Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал: [сайт].  URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/?ysclid=lszo8mfoxn270922767
  4.  Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»). Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации:  [сайт].  URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31032022-n-678-r-ob-utverzhdenii/
  5.  Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 (ред. от 21.04.2023) Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-03092019-n-467-ob-utverzhdenii/
  6.  Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК,  2001. Методический центр по туризму: [сайт].  URL: https://tyr-zo.narod.ru/liter/ostap_ped.pdf
  7.  Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»).  Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации:  [сайт].  URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-n-882-minprosveshchenija-rossii-n-391/
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031