Детско-юношеский туризм в образовании: тенденции, тренды и риски

Свиридова Екатерина Юрьевна,

методист Городской станции юных туристов

ГБНОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург,

norkina_katerina@mail.ru

Независимо от того, организуются ли детские туристские мероприятия туроператорами или образовательными организациями, они обычно подаются «в образовательном соусе». Это не удивительно: главное дело детей — это учиться, учиться и еще раз учиться. Густота образовательного  соуса туристских мероприятий всякий раз может быть разной, правда, быстрее всего это может понять специалист в сфере образования, а иногда для этого нужно попробовать само блюдо.  

Первые десятилетия текущего века характеризуются попытками туроператорских организаций освоить детский туристский рынок. Туроператоры все чаще и все успешнее предлагают свои услуги системе образования. Это находит свое отражение в трендах детско-юношеского туризма и даже в законодательстве. 

В настоящей статье предлагаем специалистам в сфере «образования средствами туризма» рассмотреть текущую трансформацию законодательства и некоторых стратегических документов Правительства Российской Федерации во взаимосвязи с трендами в детском туризме. 

Одним из основных законов, регулирующих сферу туризма, является Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» – он определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ. Также 132-ФЗ вводит ключевые понятия и термины в сфере туризма, в том числе термины «туризм», «туризм самодеятельный», «туризм детский», «туристский маршрут», «инструктор-проводник» и др. [1, ст.1].

Мы упоминаем 132-ФЗ первым, как как в настоящее время Комитет по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы РФ ведет масштабную работу по разработке модели управления туристской отраслью и разработке нового закона о туризме, который придет на смену 132-ФЗ (в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2020 года № 546- СФ «О развитии внутреннего туризма в Российской Федерации»).

Основная задача при разработке 132-ФЗ – сохранить рамочную форму будущего закона о туризме, избежав при этом излишней детализации, что является залогом его устойчивости и выполняемости на протяжении многих лет. Законодатели признают 132-ФЗ устаревшим, планируют в новом законе ввести недостающую терминологию, чтобы все заинтересованные лица могли говорить о туризме на одном языке.

Новый закон о туризме будет представлен планомерно. На этапе его подготовки законодатели вносят поправки в действующий 132-ФЗ, подзаконные и смежные акты, чтобы не оттягивать по времени важные изменения в законе, нужные уже сейчас. Тем самым, законодатели приближают действующий закон к формулировкам будущего закона и актуализируют понятийно-терминологический аппарат в сфере туризма.

Как отразится принятие нового федерального закона на детском туризме, мы узнаем позже. В настоящее время, вносимые поправки имеют отношение скорее к коммерческому туризму и не имеют прямого отношения к туризму, осуществляемому в рамках системы образования (но косвенное имеют). Следить за вносимыми поправками в 132-ФЗ – совершенно точно, тренд текущего периода.

Если говорить о детском туризме, в том числе в рамках системы образования, основным документом, регулирующим требования безопасности на туристском маршруте, был и остается Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.12.2019г. №702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий» [2].

Данный нормативный акт должен быть детально изучен специалистами, работающими по программам туристско-краеведческой направленности.

За свою историю детско-юношеский туризм претерпел множество изменений. Не заглядывая далеко в прошлое, переместимся в 2021 год – время, поясняющее изменения текущего этапа развития.

1 сентября 2021 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан». По итогам встречи главам регионов было поручено начать работу по организации и развитию школьного туризма (пункт 3 Перечня поручений, Пр-1806 от 24.09.2021) [3]. Глава государства обязал губернаторов предусмотреть создание в каждом регионе страны маршрутов для знакомства подрастающего поколения с историей, культурой, традициями, природой и выдающимися лицами, которые внесли определённый вклад в развитие определённого субъекта РФ.

Во исполнение поручения президента в Санкт-Петербурге Комитет по образованию сформировал и разместил на своем сайте в разделе «Организация детского отдыха» базу «Рекомендуемые туристские маршруты», расположенные на территории Санкт‑Петербурга, для прохождения организованными группами детей, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления [10].

Запрос государства на развитие детского познавательного туризма также привел к появлению и развитию нескольких проектов на федеральном уровне.

  1. «1000 маршрутов» – проект Министерства Просвещения РФ. В настоящее время целью Всероссийского информационного портала школьного познавательного туризма «1000 маршрутов» является продвижение школьного познавательного туризма. Портал знакомит посетителей (педагогических работников, обучающихся и их родителей, разработчиков маршрутов, туристов и иных заинтересованных лиц) с многообразием познавательных маршрутов, сформированных в субъектах Российской Федерации. На сайте опубликованы готовые познавательные маршруты для школьных туристских групп, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Материалов достаточно для самостоятельной организации мероприятия силами педагогов [11].
  2. «Больше, чем путешествие» – проект направлен на развитие молодежного туризма в России и реализуется Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь) в рамках федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».  В рамках проекта организуются поездки по стране для финалистов и победителей олимпиад, конкурсов, представителей волонтерских движений, авторов творческих инициатив платформы «Россия – страна возможностей». Средства на реализацию проекта выделяются из федерального бюджета. «Спорт и активный туризм» – лишь одно из семи направлений проекта, поэтому активные формы детского туризма с выездом в природную среду реализуются достаточно узко. Развитие туристско-краеведческого направления проекта идет по пути создания готовых маршрутов «под ключ» руками туроператоров. Полноценный самодеятельный детский туризм в рамках проекта на дату публикации статьи не обнаружен [12].
  3. «Классная страна» – программа Агентства стратегических инициатив (при поддержке Министерства Просвещения РФ), направленная на интеграцию путешествий в учебный процесс. Ее цель – создание, апробация и тиражирование в регионах страны новой модели детского и молодежного образовательного туризма. Образовательные программы путешествий сформированы по пяти тематическим направлениям: история и патриотизм, культура, экология, наука, спорт и здоровый образ жизни. Маршруты программ будут рекомендованы для включения в Федеральный реестр школьных маршрутов Министерства просвещения России и программу субсидирования школьных поездок в рамках социального заказа. А значит, мы снова говорим про полноценную работу туроператоров [13].
  4. Направление «Туризм и путешествия» общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых» (оно же Российское движение детей и молодежи – РДДМ, преемник Российского движения школьников – РДШ). Цель направления «Туризм и путешествия» – популяризация активного отдыха и здорового образа жизни, развитие активных форм детско-юношеского туризма, вовлечение детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения малой Родины и России [14].

Если первые три федеральных проекта на момент написания статьи имеют отношение больше к организации экскурсий и познавательных поездок силами туроператоров, нежели к активным формам туристской деятельности, совершаемым организованными группами детей в природной среде, то направление «Туризм и путешествия» от Движения первых имеет возможность закрепиться в активных краткосрочных формах самодеятельного детского туризма в перспективе ближайших лет, а возможно, и в полноценных категорированных походах в более отдаленном периоде. Воспользуются ли руководители и участники движения данной возможностью, найдут ли компетентных партнеров для совместного развития детско-юношеского туризма – покажет время.

В настоящее время бюджет «Движения первых» распределяется таким образом, что туристский «трек» финансируется меньше, чем другие направления. Нельзя исключать, что ситуация изменится. С другой стороны, стоимость дальних путешествий в расчете на одного ребенка часто выше, чем участие того же ребенка в городских мероприятиях. Наиболее оптимальным вариантом, и для Движения первых, и для других федеральных проектов, кажется финансирование туризма в «домашнем» регионе участников, как компромисс: большее количество участников походов за меньшие деньги (по сравнению с путешествиями в другие регионы России). Это позволит проектам показывать более высокую эффективность целевого расходования бюджетных средств.

29 января 2023 года президент РФ В.В. Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 года, и в очередной раз поставил задачу перед Правительством РФ совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации: «представить предложения по созданию, обустройству и развитию сети туристских маршрутов для детей и молодежи, а также для семей с детьми» (Пр-173ГС) [4]. Соответствующий доклад был своевременно представлен Михаилом Мишустиным с предложениями:

  • расширить туристическую программу, благодаря которой школьники смогут совершать короткие экскурсионные поездки по родному краю или соседним регионам, чтобы лучше познакомиться с их историей, традициями, культурными особенностями;
  • выделить 3 млрд. рублей на развитие молодёжного туризма в рамках проекта «Больше, чем путешествие»;
  • создать необходимую инфраструктуру для туризма, в том числе семейного, будь то активный отдых в горах, культурно-познавательная поездка по историческим местам, посещение музеев, архитектурных памятников наших городов и др.

Регулярное форсирование развития региональной и федеральной баз туристских маршрутов для организованных групп детей, о котором мы рассказали выше, вынуждает дать рекомендацию педагогам, педагогам-организаторам и методистам: держать внимание на данной теме с целью выявления успешных практик, а также их применения в своей работе, выявлении качественных маршрутов, подходящих как площадка для познавательных, исследовательских и учебно-тренировочных выездов.

Развитие познавательного школьного туризма силами туроператоров за счет средств федерального бюджета, перекраивает структуру сегмента школьного туризма, как такого, и может повлечь перераспределение ресурсов, направленных на его развитие, повлиять на ожидания и представления о детском туризме у обучающихся и их родителей, а также служащих системы общего и дополнительного образования.

Новые федеральные проекты уже не просто предлагают провести детей по готовым познавательным маршрутам, они говорят об интеграции детского туризма в учебную деятельность, о  расширение использования детских туристских программ, как форм внеурочных занятий, в том числе и как элемент профориентации. Такие предложения созвучны формулировкам, прописанным в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р [5]. 

Стратегия более интересна для детского туризма, осуществляемого в рамках системы образования. В ней детский туризм выделяется среди других видов туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития [5, с. 14].

Согласно Стратегии, «развитие сети федеральных, региональных и муниципальных детских туристско-краеведческих объединений в профильных и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях будет способствовать повышению доступности детского туризма в регионах России» [5, с. 15]. Здесь же мы читаем: «Проработка мер по стимулированию внутреннего детского туризма в форме «туристского сертификата», дающего право на льготы детям на образовательные туры с посещением объектов показа или объектов общенационального значения, повысит доступность туризма для детей и будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения» [5, с. 16]. «Туристский сертификат»  –  это один из видов финансирования, который используют туроператоры, сотрудничающие с федеральными проектами, например, «Больше, чем путешествие». 

Тема работы с сертификатами, активно внедряемой, как вариант финансирования детского туризма, заслуживает специального изучения, но в данной статье мы это делать не будем.

Педагогам-организаторам рекомендуется взять «на карандаш» следующую формулировку из федеральной Стратегии, при упоминании которой появится дополнительный аргумент в пользу организации и проведения  очередных массовых туристских мероприятий: «Регулярное проведение системообразующих массовых туристско-краеведческих мероприятий (слетов, соревнований, экспедиций, лагерей, конференций и др.) различного масштаба (от муниципального до федерального уровня) обеспечит вовлечение большого количества детей без значительных затрат на транспортировку» [5, с. 16].

Также Стратегия делает акцент на том, что разработка и реализация мер по расширению возможностей участия детей-инвалидов в туристских мероприятиях, проводимых в условиях природной среды, позволят вовлечь эту группу населения в туристскую деятельность [5, с. 16].

О тренде на увеличение количества туристских маршрутов для школьников в будущем также свидетельствует Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [6] и разработанная с учетом:

  • Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р;
  • Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р;
  • Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р.

Целями развития дополнительного образования детей в рамках Концепции являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

Для достижения целей развития дополнительного образования детей, заявленных в Концепции, необходимо решение ряда задач, в том числе: «формирования в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие субъекта Российской Федерации» [6, с. 10].

Целевым показателем для данной задачи является «Количество разработанных туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также для знакомства с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие» с плановыми значениями показателя [7, с. 5, п. 22].

К приоритетам Концепции (см. Раздел V Концепции) относится обновление содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ, в том числе туристско-краеведческой направленности: «В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по туристско-краеведческой направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, геоэкономика, регионалистика, геология, культурология, литература, урбанистика и планирование городской среды, экология и др.), содействовать формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития личности, а также для социализации обучающихся. Деятельность школьных музеев должна быть интегрирована с воспитательными и образовательными программами образовательных организаций» [6, с. 12].

В План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года включено  «Распространение походно-экспедиционной и экскурсионной форм организации деятельности с обучающимися при реализации дополнительных общеобразовательных программ за пределами фактического местонахождения образовательной организации» [8, с. 7, п. 25].

Сегмент детского туризма претерпевает структурные изменения – это факт. Конкуренция между организациями дополнительного образования и туроператорами, грозящая перерождением первых во вторые, присутствует – это тоже факт. В сложившихся условиях сохранять создававшуюся десятилетиями воспитательно эффективную модель туристско-краеведческой работы с детьми, а также тиражировать ее ценности и организационные принципы способна лишь уверенная в себе образовательная организация с долгой историей. К таким организациям можно отнести региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге  Городскую станцию юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег», справившую в 2023 году 90-летие своего существования. 

Основной целью работы Городской станции юных туристов (ГорСЮТур) является организация процессов воспитания, оздоровления и личностного развития школьников Санкт-Петербурга. Происходит это в активных формах туристско-краеведческой деятельности – походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и др. [15].

Используемая в ГорСЮТур технология воспитания – предоставление обучающимся максимальной самостоятельности при сохранении совместного, командного характера деятельности на всех этапах – подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций. Содержательное наполнение походов и экспедиций в долговременной перспективе также дает профориентационный эффект, помогая обучающимся в выборе карьерного пути по спектру специальностей, осуществляемых в природной среде.

Максимальной воспитательной и развивающей детей эффективности самодеятельный детский туризм достигает в туристско-краеведческих циклах, циклообразующим мероприятием которых является многодневное самодеятельное путешествие. В отличии от однодневных или двухдневных поездок в многодневном походе возможно эффективное использование педагогического «эффекта погружения» в предмет изучения, а продолжительность детских усилий, необходимых для совершения многодневного путешествия, позволяет говорить о развитии интеллектуально-волевых личностных качеств детей. В доказательство этого положения приведем пример из области физического воспитания. Намного сложнее подтянуться на турнике пять (десять, пятнадцать) раз за один подход, чем совершить пять (десять, пятнадцать) подходов, каждый раз подтягиваясь по одному разу и отдыхая между подходами. Развитие физических кондиций происходит  благодаря последним из многократных подтягиваний за раз. Так же и с интеллектом, так же и с духом. Дух крепчает, проходя через трудности, интеллект — в процессе решения предельно сложных задач. Задача сохранения возможности совершения детьми многодневных напряженных самодеятельных путешествий является задачей сохранения и развития образовательного потенциала детско-юношеского туризма. Для этого в условиях конкуренции с туроператорами учреждениям дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности нужно быть предприимчивыми. Как минимум, важно «подсвечивать» в уже действующих и вновь разрабатываемых  программах и проектах туристско-краеведческой направленности то, о чем говорят федеральные документы, упомянутые в данной статье. 

Особое внимание необходимо уделить поиску форматов сетевого взаимодействия, в рамках которого будет достигнут синергический эффект от интеграции туристско-краеведческой деятельности в программы основного образования. Если раньше педагог-турист находил единомышленников в школах в первую очередь среди классных руководителей, то сегодня необходимо расширять контакты со школой, опираясь на учителей-предметников.  Не стоит недооценивать формат  однодневных поездок для проведения в природной или культурной среде занятий по географии, биологии, истории и некоторым другим школьным предметам. Это тем более важно в виду того, что краткосрочные мероприятия скорее всего в будущем займут свою устойчивую нишу в системе образования и притянут к себе весомую часть государственного (бюджетного) финансирования.

Можно еще раз подчеркнуть ключевую роль педагогов-предметников в процессе интеграции туризма в образовательный процесс: им проще, они всегда находятся «рядом с детьми».  Но для организации туристских занятий по общеобразовательным предметам учителям необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти курсы повышения квалификации. Квалификационные требования к педагогам —  организаторам туристский занятий (в данном случае — к руководителям полевых мероприятий) подробно описаны в Методическом письме Комитета по образованию «Организация мероприятий, связанных с пребыванием в природной среде обучающихся Санкт-Петербурга» № 03-28-4911/23-0-0 от 26.05.2023 [9, п. 3.5-3.7].

ГорСЮТур  ГБНОУ «Балтийский берег» ежегодно реализует программы повышения квалификации педагогических кадров в сфере активных видов туризма. Работники системы образования могут пройти обучение «на бюджетной основе». К основным программам повышения туристско-педагогической квалификации относятся:

  • дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Школа инструкторов туризма», 180 часов, плюс совершение учебно-методического похода не ниже первой категории сложности по программам «Пеше-горный туризм», «Водный туризм» — 72 часа (итого 252 часа) – для руководителей полевых мероприятий продолжительностью три и более дней, полевых мероприятий с протяженностью маршрута более 25 км и полевых мероприятий программа которых включает в себя элементы категорийных походов (категорированные препятствия на маршрутах походов);
  • дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организатор детско-юношеского туризма», 72 часа – для руководителей полевых мероприятий продолжительностью не более 2 дней, без категорийных препятствий или руководители команд — участников массовых полевых мероприятий;
  • дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуализация компетенций организаторов мероприятий, связанных с пребыванием в природной среде», 36 часов – для плановой переподготовки  руководителей и заместителей руководителей полевых мероприятий, проводящаяся не реже одного раза в три года (для сотрудников, не имеющих опыта работы — в течение первых двух лет работы).

Также ГорСЮТур ежегодно проводит семинары предсезонной подготовки педагогических работников Санкт-Петербурга – руководителей полевых мероприятий в соответствии с п.3.7 Методического письма Комитета по образованию «Организация мероприятий, связанных с пребыванием в природной среде обучающихся Санкт-Петербурга» от 26.05.2023 №03-28-4911/23-0-0 и другие тематические семинары, помогающие педагогам осваивать профессию в не всегда очевидных нюансах и планомерно повышать сложность мероприятий, предлагаемых — в целях развития — обучающимся.

Подробная информация о том, как и на каких условиях можно записаться на обучение, какие еще курсы и мероприятия проводит ГорСЮТур, доступна на официальном сайте станции в разделе «Образование взрослых» [15].

Если для обучения не хватает возможностей (в том числе времени, сил и т.д.), педагогам-предметникам общеобразовательных учреждений необходимо наладить взаимодействие с педагогами дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющих необходимую для проведения полевых мероприятий квалификацию. Это взаимодействие должно основываться на обоюдном понимании целей деятельности и уважении этих целей. В каждом конкретном случае целевые приоритеты будут выстраиваться индивидуально, исходя из образовательных и педагогических задач для конкретной группы обучающихся в конкретный период освоения ими образовательных программ, а также с учетом профессионального ви́дения педагогов, имеющегося у них опыта и ресурсов. Примеров такого взаимодействия в детско-юношеском туризме Санкт-Петербурга накоплено много, и каждый из этих примеров заслуживает изучения и перенятия. Подробнее об этих примерах уже рассказано и еще будет рассказано в отдельных статьях педагогического вестника «Балтийский берег» и других периодических — электронных и печатных — изданиях и средствах массовой информации.

Список источников и литературы:

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.12.2019 г. №702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий».
  3. Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» (утв. Президентом РФ 24.09.2021 № Пр-1806).
  4. Перечень поручений по итогам заседания Госсовета (утв. Президентом РФ 29.01.2023 № Пр-173ГС),
  5. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. №2129-р.
  6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
  7. Приложение к Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года «Целевые показатели реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  8. План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 — 2024 годы), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 
  9. Методическое письмо Комитета по образованию «Организация мероприятий, связанных с пребыванием в природной среде обучающихся Санкт-Петербурга» № 03-28-4911/23-0-0 от 26.05.2023
  10. «Рекомендуемые туристские маршруты», раздел «Организация детского отдыха», официальный сайт Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга. – URL: https://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/organizaciya-detskogo-otdyha/rekomenduemye-turistskie-marshruty/ (дата обращения: 30.04.2024).
  11. Всероссийский информационный портал школьного познавательного туризма «1000 маршрутов» Министерства просвещения РФ. – URL: школьныйтуризмроссии.рф (дата обращения: 30.04.2024).
  12. «Больше, чем путешествие» – программа гражданско-патриотического и общественно полезного молодежного туризма. – URL: https://morethantrip.ru (дата обращения: 30.04.2024).
  13. «Классная страна» – всероссийская программа по профориентации, самоопределению личности и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. – URL: https://klassnayastrana.ru (дата обращения: 30.04.2024).
  14. Российское движение детей и молодежи «Движение первых» – URL: https://будьвдвижении.рф (дата обращения: 30.04.2024).
  15. Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег». – URL: https://sutur.balticbereg.ru/ (дата обращения: 30.04.2024).
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031